
Фемида — вторая супруга Зевса, богиня правосудия из греческой мифологии — самый популярный персонаж визиток, логотипов юридических фирм и адвокатских образований. Чтобы это значило?
То, что правосудие относится к греческой мифологии или то, что пользователи лика греческой богини настолько круты, что само правосудие у них на короткой ноге?
Правосу́дие (юстиция) в его идеальном значении — вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть (тоже в идеальном значении).
Если отойти от сухого термина к суровым реалиям жизни, отбросить информационный шум, то можно вывести три основных мнения профессиональных юристов и адвокатов по «состоянию» правовой сиcтемы в Российской Федерации:
1. Правосудие существует, судебная система работает
2. Правосудия не существует, судебная система, по сути, фикция
3. Нам фиолетово, работает или не работает — главное платежеспособность клиентуры
Каждая из точек зрения заслуживает понимания — есть десятки тысяч примеров «судебного катка», разводок адвокатами клиентов, клиентами адвокатов, судьями адвокатов и клиентов и так далее.
Удивительное, интересное время, когда нет единого базиса, единых официальных правил, а каждый случай индивидуален и его результат определяется волей его участников и, порой, случаем.
Правосудие существует, а судебная система работает. С перегибами, перекосами, смазкой демократии, извращенной состязательностью. При этом перегибы тянут перекосы и все как-то выравнивается, становится на свои места.
Градус лицемерия зашкаливает, перепутаны цвета и масти. Дошло даже до того, что в «адвокатской газете» пишут про то, что «юридический пол» может не совпадать с биологическим полом.
Интернет забит объявлениями о «бесплатных юридических консультациях», «Яндекс.директ» под завязку загружен рекламой юристов и адвокатов, зовущих в это самое правосудие — предлагающих быстрые, сильные, дешевые решения, а начинаешь искать специалиста по тому или иному непрофильному вопросу и выясняется что их на весь город не более пяти.
Рейтинги, отзовики, статьи-юридические самоучители, написанные копирайтерами из Украины и Белоруссии, все это, порой, вводит как простых, так и специальных граждан в глубокое юридическое заблуждение о системе правосудия.
Нахватавшись огрызков знаний, бесплатных юридических консультаций, купив с пару десятков листов юридических документов, граждане прут в суд.
Суд им отказывает и отзовики полнятся чернущими отзывами о тех, кто за 2-3 (а то и 5!) тысяч кровных рублей продали честным труженикам готовое исковое заявление.
Граждане впадают в юридическую кому, а информационное поле сеется сведениями в том, что «судьи беспределят», «адвокаты — сплошь кидалы», а виноват во всем, понятно, Путин.
Но, не смотря на информационный шум, наличие тысяч и тысяч фриков, которые внушают о безнаказанности жуликов и воров, есть и правосудие как в его идеальном значении, так и в значении «Правосудие Фемиды»
Безусловно, никто ничего не читает, никому ничего не интересно кроме своих личных корыстных интересов. Деградация следствия, судейского аппарата, небывалый разгул коррупции, информационная пропаганда произвола, правового разврата и моды на беспредел, но, тем не менее, механизм работает.
Правило простое: хочешь что сделать — делай, но делай по-настоящему, без расчета на то, что кто-то что-то будет делать, если у него будет малейшая возможность этого не делать.
Судья не должен разбираться на чей стороне закон, следователь не должен устанавливать истину, прокурор не должен выяснять обоснованность обвинения. Интерес прост и понятен — деньги и карьера.
Правила в том, чтобы осуществляя свои полномочия, преследуя свои интересы, указанные лица не вступили в конфликт с полномочиями и интересами других лиц, чьи полномочия выше или шире.
Чтобы деньги и карьера нижестоящих не конфликтовали с деньгами и карьерой вышестоящих.
Гражданский, арбитражный, административный или уголовный процесс — способ общения и обращения денег и карьер уполномоченных лиц.
Законность, обоснованность, соблюдение процедуры в том или ином процессе, по логике вещей, должны служить мерилом, базисом, правилами по которым издаются и двигаются документами и, в случае. Это весьма и весьма условно.
Ситуация такова, что в любой момент может вмешаться «его величество российский случай» — слишком большие деньги, слишком большие полномочия, слишком большая огласка. Иногда все вместе, иногда в одних, другой раз в противоположных интересах.
Сегодняшние постояльцы «Лефортово», новостные таблоиды за последние двадцать лет, громкие обвинительные и оправдательные приговоры, астрономические взятки и хранилища денег — все это следствие пресловутого принципа «слишком».
Никто не хочет понимать значения этого принципа «слишком», все позабыли старый добрый советский мультик «Золотая Антилопа»:
А ведь еще в далеком 1954 году, «Союзмультфильм» показал конец всех, кто сегодня пытается копить золотые слитки. Ведь золото никогда не достается своему хозяину.
Летят, летят монеты, затем информационный взрыв и поглощение очередного «слишком» гранитными маховиками правосудия.
Иногда, реже, прекращение заказных уголовных дел, оправдание невиновных.
Механизм, жесток, угловат, состоит из состыкованных несостыковок, но он работает.
А как сказал профессор Эспиноза из к/ф Спрут:
Для демократии коррупция в точности тоже самое что и смазка для мотора. У неё тошнотворный запах, она грязная. Но без неё не обойтись.Люди разделились на закрытые касты — каста ментов, каста прокурорских, каста налоговиков, каста судейских. За всеми следит, постоянно слушает и анализирует, ловит каста госбезопасников. Некоторые касты плодотворно сотрудничают между собой на коррупционной ниве. Все перечисленное — часть правосудия Фемиды.
Возле каждой из каст есть особо приближенные — блатные, приблатненные, решальщики, прирешальщики. Эти тоже, можно сказать, часть правосудия.
Никого особо не волнует, что за убийство могут дать меньше, чем за взятку. Наоборот, тяжесть ответственности еще больше сплотила, породнила механизм.
Механизм, в котором крутятся деньги и карьеры, по своей четкости похож на швейцарские часы.
Никаких тебе непоняток или перегибов, если понимать систему.
Роль юриста, адвоката в этом механизме может быть диаметрально противоположной — кто-то несет смазку демократии в виде коррупции, кто-то постулаты справедливости, третий постулаты коррупционной справедливости.
При этом как в первом, во втором, так и в третьем случае можно как попасть под жернова, так и подняться на самую вершину.